15
Янв
2016

Что нужно для счастья?

Белой вороной среди суровых философов оказался Эпикур (341-270 гг. до н.э ). В возрасте 32 лет в Афинах он основал свою философскую школу, целью которой было достижение счастья. Эпикур поселился со своими учениками в купленном им саду. Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо».

Философию Эпикура разительно отличало от других учений то важное значение, которое он придавал чувственным наслаждениям. «Наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни». Немногие философы так откровенно признавались в своем интересе к приятной жизни. Более 2300 лет назад он искал ответ на вопрос: что нужно для здоровой и счастливой жизни?

«Не знаю, что и помыслить добром, как не наслаждение от вкушения, от любви, от того, что слышишь, и от красоты, которую видишь».

Удивительно узнать, как жил автор философии наслаждения. У него не было роскошного дома. Еда подавалась самая простая, вместо вина Эпикур чаще пил воду и бывал вполне доволен обедом из хлеба, овощей и пригоршни оливок. Таковы были вкусы человека, который писал о наслаждении как о цели жизни.

Он никого не обманывал. Просто благодаря рациональному анализу Эпикур пришел к поразительным заключениям по поводу того, что действительно делает жизнь приятной, - к счастью для тех, кто не располагает большим доходом, главные составляющие наслаждения, хоть и ускользающие, вовсе не являются дорогостоящими.

Итак, что нужно для счастья по Эпикуру:

1. Дружба.

Эпикур настолько ценил приятное общество, что рекомендовал никогда не приступать к трапезе в одиночестве.

Домочадцы Эпикура напоминали членов большой семьи; никто из них не испытывал недовольства или ощущения отрезанности от мира, все относились друг к другу с симпатией и добротой.

Мы не существуем до тех пор, пока рядом нет кого-то, кто может это подтвердить; наши слова не имеют смысла, пока рядом нет кого-то, кто бы их понял. Поэтому быть окруженными друзьями значит постоянно получать подтверждение собственной идентичности; их привязанность дает нам силу вырваться из небытия. Мелкими замечаниями, подтруниванием они показывают, что знают о наших недостатках и приемлют их, тем самым подтверждая, что нам принаждежит определенное место в мире.

"Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее - это обретение дружбы".

Друзья не оценивают нас по критериям успеха, они интересуются нашей внутренней сущностью; их привязанность не зависит от внешности или общественного положения, поэтому мы не испытываем неловкости, появляясь перед ними в старой одежде или признаваясь, что доход наш в этом году совсем невелик.

2. Свобода.

Эпикур и его друзья ввели еще одно радикальное новшество. Чтобы избавиться от необходимости работать на людей, которые ему были неприятны, и терпеть их уничижающее человеческое достоинство капризы - освободить себя от оков повседневных дел и политики, он и его друзья отказались от деловой жизни Афин, предпочтя простую жизнь, дарующую независимость. У них стало меньше денег, но зато никогда больше не приходилось выполнять тупые распоряжения вышестоящих.

Простота жизни не взывала у друзей Эпикура чувства унижения, потому что, отказавшись от ценностей, признаваемых другими жителями Афин, они перестали судить себя исходя их материальной собственности. Они не видели оснований скорбеть, что стены их жилища голы, а сами они не могут похвалиться золотыми украшениями. Они жили вне экономической и политической борьбы, им в финансовом плане нечего было доказывать друг другу.

3. Возможность размышлять.

Ничто так не помогает от беспокойства, как размышление. Записав то, что нас тревожит, или обсудив это в беседе, мы выявляем основные аспекты проблемы. А зная их характер, избавляемся если не от проблемы как таковой, то, по крайней мере, от ее отягчающих последствий: растерянности и подавленности, когда мы ею захвачены врасплох.

Эпикура особенно заботило, чтобы он сам и его друзья научились анализировать свои тревоги по поводу денег, болезней, смерти и сверхъестественных явлений. Человек, чей взгляд на смерть рационален, утверждал Эпикур, должен понимать, что после смерти наступает лишь забвение, а «что и присутствием своим не беспокоит, о том вовсе напрасно горевать заранее». Бесполезно беспокоиться о состоянии, которого человек никогда не испытает.

«Нет ничего страшного в жизни того, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни».

Трезвый анализ успокаивает разум; благодаря ему единомышленники Эпикура были избавлены от тревог по поводу трудностей жизни, которые могли бы преследовать их, живи они среди не обременяющих себя размышлениями сограждан за пределами сада Эпикура.

Богатство, конечно, едва ли сделает кого-нибудь несчастным, однако суть учения Эпикура заключается в утверждении, что человек, обладающий богатством, но лишенный друзей, свободы и умения анализировать жизнь, по-настоящему счастливым никогда не будет. Если же мы всем этим обладаем, но небогаты, мы никогда не будем несчастны.

o-EPICURUS-facebook

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

[uptolike]

Напишите комментарий