19
Июл
2019

Хрустальный горизонт

РАЙНХОЛЬД МЕССНЕР, 1990.

Райнхольд Месснер, первый альпинист, покоривший все 14 восьмитысячников мира, посвятил эту книгу своему самому яркому спортивному достижению - одиночному восхождению на Эверест без кислорода в 1980 году в сезон муссонов.

Он сломал стереотипы, отказавшись от огромной команды, долгой подготовки, сложной экипировки и медленного восхождения, а одиночный штурм Эвереста (да и любой другой горы) требует не только хорошей физической формы, но и психологической подготовки. До сих пор не нашлось смельчаков, способных повторить это. А Месснер стал поистине легендой в мире альпинизма.

Ему было интересно исследование собственных возможностей, а не тестирование технических приспособлений (позже он совершит пеший переход через Антарктиду без собак и моторов).

Задачи альпинизма я вижу не в дальнейшем развитии его технической базы, а в обогащении человека новыми инстинктами и способностями. Наряду со стремлением к бесконечному совершенствованию не менее важно определение границ индивидуальных возможностей.

Кроме невероятной силы, выносливости и здравомыслия уникальность Месснера заключается в том, что в своей книге он рассуждает о метаморфозах духа, которые происходят в моменты, когда возможности тела доведены до предела. Доминирующий образ книги — горизонт, ограничения вне и внутри человека и их преодоление с по­мощью крайних физических нагрузок на труднейших альпинистских восхождениях.

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему необходимо выразиться до конца, дойти до предела своих возможностей. Кто рожден для живописи, будет сам не свой, пока не возьмется за кисть и краски. Другому всё время мерещатся фигуры из дерева, камня или металла, и руки чешутся создать их. Третий во что бы то ни стало должен петь, а иные стремятся завораживать своими речами слушателей, владеть их настроением. У каждого есть внутреннее влечение, которое должно проявиться. При этом в человеке исподволь вырабатывается очень высокое мерило – самое высокое, какое только для него возможно, и он стремится испытать себя этой высшей пробой. Он не достигнет согласия ни с самим собой, ни с окружающим миром, если не поднимется на ту высоту, которая представляется ему пределом.

Автор обращается к самой сущности человека, говоря, что Эверест до предела обнажил его душу, как бы лишил её защитных оболочек и тем самым позволил ей слиться с необъятным внешним миром. Цель этого трудного восхождения для него — прежде всего познание себя и того, на что он способен.

Потаенной целью нашей деятельности является желание побольше узнать о собственных возможностях. Когда мы выполняем тяжелую задачу, мы подбираемся к границе наших возможностей. Никто пока не знает, где этот предел.

Возникает спортивный интерес: кто кого? Человек против Эвереста или первозданная природа против человека? Но, на самом деле, это всегда состязание самим с собой. Преодоление страха и одиночества, о растворении защитных оболочек души и познании самого себя настоящего, очищенного от всего-всего.

Именно в этих попытках преодолеть одиночество через познание пределов своих возможностей и стать господином своего страха, вижу я смысл жизни. Каждый спуск с вершины для меня не столько возвращение в жизнь, сколько расставание с отрезком прожитой жизни, небольшая смерть.

В своей книге он исследует природу человеческих переживаний, анализирует страх. Месснер убеждён, что страх – условие активной жизни, он помогает преодолевать опасность, мобилизируя силы, то есть присутствует всегда в нашей жизни. А какое ещё чувство испытывает человек, находясь на высоте более 8000 метров, практически без кислорода и без средств к выживанию?

Страх – наш постоянный спутник. Совсем без страха активно жить невозможно. В критические моменты он усиливается. Когда я взбираюсь на гору, у меня нет ни сомнений, ни забот. Я обстоятельно взвешиваю свои возможности. Но страх всё равно присутствует. Он естествен. Даже сознавая, что смерть - это часть жизни, невозможно подавить в себе утробный страх сорваться вниз или быть сметённым ураганом.

В эпизоде падения в трещину на стене Северной седловины страх рассматривается анатомически, как рефлек­торное дрожание тела. Месснер испытывает чувство страха, осознает его, но не боит­ся его, он его преодолевает ради бОльшей цели, которая ведет его через это препятствие.

Чтобы пережить чувство неотделимости от мира, я должен подойти к границе моих физических возможностей, а для этого нужно одиночное восхождение на сложную стену, на большой высоте, с предельной нагрузкой и полным утомлением. Моим злейшим врагом на пути к цели является страх. Я очень трусливый человек и, как все трусливые люди, стремлюсь победить свой страх. Победа над страхом делает меня счастливым. Я трижды в одиночку выходил на Нангапарбат, трижды из-за страха поворачивал назад, пока не набрался сил преодолеть себя и дойти до вершины. Я хочу быть сильнее собственного страха, ради этого я снова и снова ищу опасности.

Его тысячи раз спрашивали, зачем он так рискует, чего хочет добиться, что им движет, когда он остановится. Он был всегда верен себе и своему образу жизни, бросая себе всё новые вызовы.

Смысл нашего существования – это в конечном счете радость жизни. Мы живем не для того, чтобы есть и зарабатывать деньги. Многие из нас знают по собственному опыту, что горовосхождение – величайший источник радости. Как прекрасно состязаться с горой, пробовать свои силы на естественных препятствиях и ощущать, как человеческий дух одолевает мертвую материю.

Я Сизиф, что я всю жизнь могу катить вверх мой камень, то есть самого себя, не достигая вершины, поскольку не может быть вершины в познании самого себя.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

[uptolike]

2 Комментариев

  1. Ну, тут скорее всего речь не про недовольного Месснера или его земляков из Южного Тироля, в основном говорящих на немецком языке. Это про меня :))). Говорят, что вода имеет память. И в человеке навсегда отпечатывается «генетическая память» воды из местности, где он родился, даже если он потом там никогда не жил. Видимо, пунктуальность, педантичность и вечное недовольство досталось мне от Дрездена, где я родилась. Так вот, я осталась недовольна «Хрустальным горизонтом», да и самым Месснером в нем.

    1. Елена Гладковская

      Спасибо за отклик. Видимо, Вы ожидали чего-то большего. Для меня же и книга и автор явились открытием, и что-то внутри срезонировало.

Напишите комментарий