4
Мар
2018

У каждого есть свой личный концлагерь

Светлана Штукарёва

Руководитель Высшей школы логотерапии и экзистенциального анализа в Московском институте психоанализа, Почетный член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, председатель координационного совета Профессиональной гильдии психологов, сертифицированный супервизор. Обаятельная женщина, отзывчивый и оптимистичный человек, увлеченный преподаватель рассказывает о логотерапии, смысле жизни, любви к близким и своей страсти к джазу и небу.


- В Вашей работе три основных направления: преподавание логотерапии, просветительская деятельность, и психотерапевтическое консультирование. С какими же запросами эффективно работает логотерапевт?

- Люди приходят с обычными запросами, вполне житейскими: проблемы в отношениях, в семье, рабочие вопросы, некая неудовлетворенность в происходящем. И задача логотерапевта помочь разрешить эти разного рода невротические проблемы.

А невротические они, потому что человек переживает излишнюю фокусировку на самом себе или гиперрефлексию – эгоцентричный взгляд на самоё себя в сопровождении чрезмерного погружения в то, что не нравится в себе и/или в окружении. Иначе говоря, скучный взгляд на собственное бытие. При особенно подвижной нервной системе человек падает духом, испытывает апатичное состояние, он становится неспособным видеть так называемые «свободные зоны» (именно то, что напрямую не связано с его проблемами).

Допустим, если он сосредоточенно жалуется на какой-либо кризис, то не видит тех положительных сторон, которые заключаются в мелочах: наличии крыши над головой, работы, куска хлеба, одежды, друзей. Концентрируясь на негативе, человек как бы вычеркивает эти «банальные» факты из собственной жизни, что абсолютно несправедливо по отношению к этим сторонам.

Здесь как раз логотерапевт посредством вопросов, именно вопросов, подводит человека к мысли о том, не ошибается ли он в своем субъективном видении происходящего. Действительно ли картина его бытия настолько минорна? Или он просто не видит тех потрясающих моментов бытия, которые буквально вопиют о том, чтобы на них было обращено внимание? В результате картина мира и горизонт его понимания расширяются. Он осознает, что его сосредоточенность на болевой точке не просто имеет отношение к этой точке, а уже стала болевым пространством. А так быть не должно. Болевая точка не должна иметь такого глобального влияния на все составляющие жизни человека, есть области, которые не подвержены этой зоне поражения. Увидев, что горизонт широк, что возможностей иного восприятия своей жизни много, он автоматически начинает думать, что предпринять для того, чтобы укрепиться в этом видении и действиями доказать это. Отблагодарить то бытие, в котором он находится, за счастливые, возможностные, свободные зоны пространства, которое гораздо шире, чем ему казалось, когда он был сфокусирован на своих болезненных обстоятельствах. Взгляд его уже будет заточен на то, чтобы видеть больше, чем он сам. И из пространства уже объективного широкого видения своей жизни он может посмотреть на то, что его тревожит, но он уже будет щедр душой, справедлив к тому, что есть его жизнь.

- Светлана, а как Вы пришли к психологическому консультированию, почему сделали такой выбор?

- Это не первое моё образование. В тот момент мне было 37 лет, достаточно зрелый возраст, хотя решение казалось спонтанным. Оглядываясь назад, я думаю о том, что к этому привели какие-то внешние обстоятельства. Может быть, кризис, а может некое желание, необходимость, потребность.

У меня было три близких подруги, мы долго дружили, еще со студенческих времен. Когда дети были маленькие, какое-то время жили в разных городах. Позже снова встретились, стали много проводить времени вместе, путешествовать. И вот одна из наших подруг умерла. Это было большим потрясением для нашей четверки. Именно в том году я решила получить второе высшее образование – психологическое. Тогда я не связывала эти два события, сейчас мне кажется, что все это взаимосвязано.

Психологическое образование получала в Петербурге. Практически одновременно пошла учиться в мастерскую психотерапевтического консультирования Александра Иосифовича Палея. Именно благодаря ему поняла, что это очень близко мне, что это то, чем я хочу заниматься. Будет ли так через пять лет, через 20, я не знаю, но в данный момент мне хочется развиваться в этом направлении. Сегодня я смело могу утверждать, что психология и логотерапия – это моё.

Кстати, к логотерапии я пришла не сразу, хотя с трудами Франкла знакома довольно давно. Сначала увлеклась психоанализом, даже ездила в Вену я на 150-летие Фрейда. Потом наступил период человеко-центрированного подхода Карла Роджерса. Логотерапия была отодвинута. Потом – экзистенциальный подход, знакомство с Ирвином Ялом и дружба с ним*.

*Прим. Светлана Штукарёва являлась автором и организатором двух визитов Ирвина Ялома в Москву в 2009 и 2014 годах.

Впоследствии, наверное, так должно было случиться, логотерапия снова появилась в моей жизни, а у меня появился второй шанс познакомиться с этим направлением, которое на этот раз меня захлестнуло. Начались удивительные открытия всё новых и новых аспектов, и мне очень нравится, что эти новые открытия есть даже в чём-то знакомом, известные вещи переоткрываются заново.

В этом плане мне, безусловно, помогло участие в пьесе «Синхронизация в Биркенвальде»*. Эта пьеса отличный инструмент постижения логотерапии, постижения мудрости Франкла. Трудно найти более современную и более своевременную пьесу, чем эта. Ее многослойность, глубина и парадоксальность приводят зрителя в трепет, протест, воодушевление и сильное эмоциональное переживание. При многократном прочтении, а в силу того, что мы играем эту пьесу – это многократное прочтение, открываются все новые и новые пласты, которые стоят за словами. Слова, в данном случае – ключик, который позволяет увидеть, услышать, распознать большее, чем просто слова.

* Прим. «Синхронизация в Биркенвальде» - единственная пьеса В. Франкла, написанная в 1946 году. Он написал ее на одном дыхании, за девять часов. Немногие брались за постановку этой пьесы, а неудачные попытки объяснялись чрезмерной сложностью пьесы, как по содержанию, так и по сценическому воплощению. Исполнителями стали не актеры, а психологи-логотерапевты, и во многом благодаря их «нетеатральности» спектакль кажется очень живым и непосредственным.

Сайт спектакля: www.birkenwald.ru

Трейлер спектакля по пьесе В.Франкла «Синхронизация в Биркенвальде» (реж. С.Куцевалов)

Кроме того, поворотными пунктами постижения логотерапии были семинары Элизабет Лукас*, ее книги, общение и переписка с ней, а также серия занятий у Александр Баттиани*. Это просто какой-то сумасшедший дар, который достался мне от жизни. И я уверена, что впереди меня ждет еще много потрясающих открытий.

*Прим. Elisabeth Lukas — австрийский психотерапевт и клинический психолог, наиболее влиятельный теоретик и практик современной логотерапии Виктора Франкла. Основатель и многолетний руководитель Южнонемецкого института логотерапии и экзистенциального анализа в Фюрстенфельдбруке (Германия). Сейчас работает в Образовательном институте логотерапии и экзистенциального анализа ABILE в Вельсе (Австрия). Автор более 30 книг.

*Прим. Alexander Batthyány - профессор, президент и глава научно-исследовательского департамента Института Виктора Франкла (Вена, Австрия) - аккредитованного научного учреждения Австрийской академии наук, глава личного архива Виктора Франкла (в сотрудничестве с доктором Элеонорой Франкл), Член Комитета по присуждению премии и стипендий Виктора Франкла по гуманистической психологии.

- Изменило ли Вас личностно знакомство с логотерапией, с философией Франкла?

- Конечно. Мне важно быть «логотерапевтичной» во всем. Тут есть два момента, на которые я обращаю внимание.

Первый. Всё, с чем я соприкасаюсь, что попадает в поле моей жизни, моих интересов – это какие-то очень важные вещи, мимо которых я не могу пройти просто так. Я должна остановиться, внимательно рассмотреть и задуматься. Не просто увидеть какое отношение это имеет ко мне, а понять какое Я могу иметь к этому отношение, что я могу сделать для ЭТОГО (человека или ситуации). Иными словами все, что прилетает в судьбу тем или иным способом, внешним или внутренним, нуждается в том, чтобы я на секунду, на минуту, на часы, сделала остановку и осознала, каким будет мой осмысленный отклик. Чаще всего он связан с тем, что Я могу сделать, чем помочь, что предложить. И это, конечно же, сильно наполняет жизнь.

Второй момент. Жизнь стала очень насыщенной событиями, которые связаны с рабочей деятельностью, с дружбой, с близкими. Что интересно, изменился формат взаимоотношений. В дружбе и в семье я стала более внимательной, более мудрой, менее собственнической, если можно так сказать. Раньше мне обязательно хотелось что-то подправить, а сейчас скорее хочется обозначить некое …согласие и поддержку без вмешательств, присутствие рядом.

С Элли Франкл, в её квартире в Вене, где все осталось так же, как и при жизни Виктора Франкла. На этом диване, между прочим, сидел Мартин Хайдеггер.

Что же касается работы, то я просто в восторге от того, как много появляется различных неожиданных предложений, проектов, неслучайных интересностей. И благодаря этому происходит узнавание людей, которые рядом. Мне очень нравится, как складываются наши близкие, теплые, дружеские отношения с коллегами и с учениками. Получилось совместное профессиональное бытие, и при этом у каждого есть своя приватная жизнь. Здесь мы входим в поле друг друга, но не застреваем в нем, свободно фланируем в этом пространстве, и понимаем, что можно рассчитывать друг на друга в любой момент. Это здорово и очень сильно поддерживает.

Всё это напоминает древнегреческий храм, в котором стоит много-много колонн, которые держат крышу, эти колонны и создают пространство храма. Похоже, что мы и есть колонны, мощные, сильные, хорошие, отдельные, между нами гуляет ветер, но при этом мы держим что-то большее, чем мы сами, ту самую крышу, которая позволяет храму быть храмом. Может, это пафосно звучит. Может, это вовсе не храм. Но неважно, что. Мне кажется, что все это очень созвучно с логотерапией. Благодаря ей создается больше, чем просто психологическая теория и практика консультирования, создается одномоментно существующее многозвенное пространство, в котором всё больше и больше людей.

- В 2014 году Вам была присуждена премия правительства Москвы за вклад в развитие культуры. Расскажите о проекте и о том, как психология связана с культурой?

- Очень сильно связана. Это был проект «Холокост. Упрямство духа»*, который состоялся в преддверии 70-летия освобождения узников холокоста. На рождение проекта повлияло два фактора: потребность рассказать людям о сопротивлении обстоятельствам и принятии сложных жизненных ситуаций на примере биографии Виктора Франкла, а также появление фотопроекта Екатерины Вульфсон, в котором совершенно уникальным образом представлены портреты и очерки о жизни наших упрямых духом современников. Было очень важно показать, что упрямство духа – это не просто дела минувших дней, как холокост, а что у каждого есть свой личный концлагерь, который каждый, независимо ни от чего, преодолевает в своей жизни ежедневно.

Хотелось продемонстрировать и пространство концлагеря, как память, и некую символизацию логотерапии, и нынешний взгляд на современников. И у нас получилось. На территории Поклонной горы в парке Победы было воссоздано огромное пространство, размером с футбольное поле, поделенное на сектора. Один из секторов посвящался холокосту, именно там символически были выстроены бараки концлагеря. 10 лабиринтов из досок с колючей проволокой с предметами военного времени, 65 арок с колоколами, которые символизировали нацистские концлагеря. Это были «молчаливые» колокола, в которых не было языков, как молчалив был человек, у которого не было ни имени, ни права голоса, ничего.

Отдельный сектор занимало пространство Виктора Франкла, огромная книга «Сказать жизни – Да!» в виде иллюстраций и текстов на 16 щитах, размером один на два метра. Напротив – пространство фотогалереи, портреты современников с текстами из их биографии. Получился вполне символичный переход от аллеи памяти жертвам холокоста к аллее сопротивляемости и несгибаемости духа наших современников. Отдельно был павильон, в котором демонстрировались фильмы, проводились лекции, беседы об осмысленной жизни, консультации. Проект работал в течение месяца, в общей сложности его посетило более шести тысяч человек. В итоге, с одной стороны, он стал частью нашей биографии просветительских проектов, связанных с логотерапией, а с другой стороны, частью культурных проектов столицы и страны.

* Прим. Организаторами проекта выступили Центральная городская деловая библиотека, как грантополучатель, и Московский институт психоанализа.

- Вы коснулись вопроса осмысленности. Можете сказать, что такое осмысленная, осознанная жизнь?

Задумалась. Для меня осмысленность четко совпадает с понятием «осмысленной жизни» в логотерапии, в основе которой лежат три ценности: созидания, переживания и отношения.

Осмысленная жизнь действительна через ценности творчества, бытия, активности и в большей степени относится к неким материальным вещам. К тому, что мы можем создать посредством соприкосновения с материальной сферой, это могут быть произведения искусства, производственная деятельность, благотворительная. И тут очень важно найти не только то, что человек хочет делать, но и то, что необходимо отдавать миру. Неважно, что это будет за деятельность, ее статусность, престижность. Главное – это будет дело, которое точно что-то меняет в мире, благодаря которому что-то происходит иначе, лучше, чем без него. Нужно найти какие ваши таланты и способности прикладываются к этой деятельности. Именно точка пересечения ваших возможностей и этой деятельности станут ценностью созидания.

Вторая ценность – ценность переживания, как некий вдохновенный отклик миру. Это может быть переживание любви, переживание прекрасного, переживание чего-то такого, что вас захватывает на уровне сильного эмоционального отклика, одухотворения, вдохновения, воодушевления. Это то, что вас приподнимает, то, что вы берете от мира – переживание красоты музыки или произведений изобразительного искусства, просто какой-то отклик, который рождается в виде сопричастности миру в качестве сострадания, сопереживания его взлётам и падениям. Это умение видеть, слышать, брать всё, что происходит в этом мире и отдавать посредством своего благодарного отклика. Эта ценность осмысленной жизни не требует обязательного создания материальных ценностей, потому что не все люди могут быть способны на этот процесс. И она особенно актуальна для людей с ограничениями физических возможностей и у пожилых людей. Она наполняет их жизнь смыслом.

Третья ценность осмысленной жизни – ценность отношения, как некая способность как-то относится к происходящему. Не все могут созидать, не все могут переживать вдохновенные состояния в силу каких-то ограничений или же в силу каких-то особенностей. А вот быть человеком, который имеет какую-то позицию, какое-то отношение к происходящему и может распорядиться этим, доступно каждому. Иными словами речь идёт о том, что человек с какими-то ограничениями (внешними или внутренними) понимает эти ограничения и вырабатывает своё отношение к ним. Допустим, у человека физический недуг, он прикован к инвалидному креслу, и те двери, которые открыты для большинства, для него закрыты. Но значит ли это, что недуг закрывает возможность иным образом сосуществовать в этом мире? У него возникает потребность осознания, принятия и поиска себя, своей индивидуализации в условиях его экзистенции, уникального бытия. Он оборачивает свой взор от закрытых дверей к поиску тех дверей, которые могут быть открыты.

- Светлана, могли бы вы сформулировать свой смысл жизни в данной точке, на этом этапе?

- Смысл моей жизни, в том числе, в продвижении, распространении логотерапии и всего, что связано с Франклом и осмысленной жизнью. Некое просветительство, обучение, помощь людям посредством логотерапии. Тут я ничего нового не сказала. (улыбается) Франкл говорил, что смысл его жизни в том, чтобы помогать людям открывать смысл их жизни. Конечно, для меня это высокая планка, но это процесс, который делает мою жизнь осмысленной. Плюс, мне важно научиться обнаруживать и выбирать наиболее осмысленные возможности.

Моя семья, моя собака – это тоже смысл моей жизни… Их много, этих смыслов. И открытие смыслов – тоже смысл. В этом бесконечный драйв, это какой-то фантастический парк аттракционов, я бы сказала смыслопарк, в котором ты переходишь от одного аттракциона к другому и понимаешь как это здOрово, что эти аттракционы были кем-то придуманы, а ты можешь их опробовать. И опробовав их, поспособствовать тому, чтобы как можно больше людей узнали про этот парк, и пришли в него, побыли в нём, научили своих детей находиться в этом парке.

- А если представить, что ваша жизнь закончится в течение ближайших нескольких дней, что действительно ценного останется, какой след вы оставите в мире после себя?

- Я бы привела в пример такую метафору: «Когда мы идем куда-то, оставляя следы, мы, скорее всего, смотрим туда, куда идем, и не можем видеть своих следов. Если мы обернемся, то потерям то направление, в котором шли, поэтому, скорее всего наши следы будут видны не нам, а тому, кто рядом или тому, кто идет вослед». Трудно сказать какие следы я оставлю. Мне кажется, что если жизнь завтра закончится, то неплохо, оглядываясь назад, пытаться разглядеть эти следы. Ведь если идти некуда, то есть резон оглянуться назад… Даже не знаю, что было самого ценного. В моей жизни было много интересного, полезного, значимого, много того, что можно было сделать по-другому, но что сделано, то сделано. Мне нравится, как сложилась моя жизнь, и если есть возможность сделать что-то ещё, я готова.

- Хотели бы Вы что-то изменить в своей прошедшей жизни?

- Думаю, нет. Иногда мне кажется, что здорово было бы, если бы я занялась психологией в юности, но нет. Я бы не прошла свой путь. Не было бы тех друзей, которые есть в моей жизни сейчас. Я не занялась бы самолётным спортом, не познакомилась с мужем, не родила сына. Это была бы совершенно другая жизнь. Я много глупостей совершила (смеётся). Но это глупости, которые позволяют мне предполагать, что другие люди тоже совершают глупости. И быть снисходительней, понимать, что даже совершивший глупости человек может быть впоследствии мудрым, правильным и т.д. Поэтому я благодарна своей жизни, и ничего не стала бы менять.

- А чем Вы занимаетесь в свободное время? Что вас радует?

- Путешествия! Я очень люблю путешествовать. И мы путешествуем достаточно регулярно. Вот в январе с подругами собираемся на Цейлон, нам нравится бывать в экзотических местах и открывать какие-то необычные вещи. Я очень-очень люблю познавать мир.

Муж научил меня любить джаз, можно сказать, что мы фанаты, хотя на концерты ходим не так уж и часто.
Я большой любитель животных. Не всех подряд, я – собачница. (Улыбается)

Люблю кино: триллеры, мистику, фильмы со сложно-детективным сюжетом, фильмы о тайнах вселенной. Люблю театр. А наш спектакль, который мы играем – это вообще отдельное творческое переживание. Люблю девичники, семейные торжества, общение с мамой.

Да! Еще вспомнила. Мечтаю вернуться к самолетному спорту. Я очень люблю авиацию, и какое-то время осваивала высший пилотаж. Потом это прекратилось, последний раз летала лет семь назад. Но меня это манит. Это та самая страсть, которой мне сейчас не хватает. Я знаю, что у меня получается, я это безумно люблю, и мне бы очень хотелось покатать коллег, может быть не самой. Хочется, чтобы они прикоснулись к этому и осознали страсть к полету, красоту вершинности – это действительно классная штука и вполне реальная. У меня уже родился маленький проект. Думаю, что как раз на конгрессе по логотерапии* мы предоставим участникам возможность подняться в небо на маленьких самолётах, типа тех, на которых летал Франкл.

*Прим. Четвертый мировой конгресс "Будущее логотерапии" пройдет в Москве 28 августа - 1 сентября 2018 года. Специалисты из 40 стран мира приедут в Россию, чтобы обменяться опытом успешной практики логотерапии – психотерапии, ориентированной на смысл.

- Спасибо за интересную беседу! Здорово увидеть логотерапевта, как человека, который проживает эту философию в своей жизни…

- И вам спасибо за вопросы, многие из них прозвучали для меня впервые. Это был необычный и интересный опыт.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Напишите комментарий

Читайте также по теме:

Сказать жизни: «Да!»
Пленники собственных мыслей
Работа с травмой

«ПЛАНИРУЮ САМ»
Заполните эту форму и дальнейшие инструкции по участию в тренинге будут отправлены вам на электронную почту.

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    ×

    «ПЛАНИРУЮ С КОУЧЕМ»
    Заполните эту форму и дальнейшие инструкции по участию в тренинге будут отправлены вам на электронную почту.

      Ваше имя (обязательно)

      Ваш e-mail (обязательно)

      ×