21
Ноя
2016

Жить, отвечая на Зов Бытия

Сергей Бабин

Доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. Мечникова, врач психотерапевт высшей категории, Президент Российской психотерапевтической ассоциации.
Глубокий, умный, ироничный, открытый, добрый. Человек и психотерапевт.

С Сергеем Михайловичем мы познакомились на психологическом фестивале «Святочные встречи» в 2013 году. Я знала, что Сергей ведет курс «Экзистенциальная психотерапия», и присматривалась к нему. Затем мы встретились в сентябре 2016 года в Ростове. После чего я решила пройти обучение на его курсе, и уже через день была в холодном Санкт-Петербурге. А в довесок к багажу знаний совершила для себя открытие душевного человека и отзывчивого профессионала.

- Сергей, ты добился больших высот в профессии, ты доктор наук, профессор, зав.кафедрой одного из ведущих медицинских вузов России, с марта 2016 года возглавляешь Психотерапевтическую ассоциацию, ведешь обучающие семинары, тренинги, тебя приглашают на многие отраслевые конференции. Скажи, пожалуйста, считаешь ли ты себя успешным человеком?

- Успех человека, его внутреннее понимание в меньшей степени зависит от каких-то внешних атрибутов, должностей, званий, заслуг. Это скорее самоощущение. И оно не всегда совпадает с оценками успешности, которые могут быть даны со стороны. Так для меня могут быть значимы те или иные регалии или одобрение окружающих, но какой-то жесткой зависимости нет… Конечно, мое внутреннее ощущение успеха в какой-то степени определяется профессиональными достижениями. Но оно больше связано с удовлетворением от жизни, с наличием рядом со мной близких, дорогих мне людей, с достижением цели, которая не всегда ассоциируется с профессией, а находится в каких-то иных плоскостях.

Успех для меня – это такое внутреннее удовлетворение от жизни, от того, что я живу, как хочу, как мне надо, отвечая на хайдеггеровский «зов Бытия»*.

Я живу аутентично с какими-то внутренними позывами, порывами, желаниями – вот это и есть, если не совсем счастье, то, во всяком случае, удовольствие.

*Прим. Мартин Хайдеггер (1889 г. – 1976 г.) - крупнейший философ ХХ века, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является одним из основоположников немецкого экзистенциализма. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания.

Бытие по Хайдеггеру зовёт человека к осуществлению. В традиционной антропоцентрической западной психотерапии это называется самореализацией. И если человек являет на свет Божий бытийные феномены, раскрывает их согласно их сущности во всей полноте, он осуществляется как человек.

Хайдеггер определяет человека как "Слугу Бытия". Мы не владеем своим Бытием, мы лишь отвечаем, либо не отвечаем на его Зов. Тем самым либо осуществляемся, либо нет. И в этом наша ответственность.

- А как бы ты мог определить счастье? Что это?

- «Счастье – когда тебя понимают». Счастье – это внутренняя и внешняя гармония, единство с окружающими, со значимыми тебе людьми. Плюс к тому, понятие счастья, как мне кажется, носит динамический характер. Наши состояния меняются, и это естественный процесс, конечно, не так быстро, как питерское солнце, но мы весьма подвижны в своих состояниях и ощущениях.

- Что необходимо для достижения счастья? Это зависит от человека, либо от внешних обстоятельств? Что я могу сделать сегодня, чтобы быть счастливым?

- Да, мы живем не в безвоздушном пространстве, не на острове, нас окружают другие люди, обстоятельства, мир, страна, система, государство, время. Но все-таки счастье – это то, что у меня внутри.

Давным-давно известно, что в одной и той же ситуации разные люди по-разному ощущают себя. Я могу находиться в замечательной обстановке и быть неудовлетворенным, и наоборот. Другое дело, что я делаю со своим недовольством. Можно сидеть, бездействовать и скорбеть над собственной «судьбой», а можно пытаться что-то изменить, или себя или окружающих. Можно попытаться двигаться в направлении своего счастья.

- Вопрос – что можно делать?

(задумался) Вначале нужно почувствовать, что тебе нужно, чего хочется от себя и от жизни. Это сложный процесс, но его необходимо запустить. Нащупать вектор направления и двигаться в эту сторону. Осознавая, что в процессе движения к цели сама цель может трансформироваться и будет отличаться от той идеальной картины, которая представлялась в начале пути. Грубо говоря, когда я подхожу к горе, она меняет свой масштаб в зависимости от того ближе я от нее или дальше. То же самое происходит с целью, движение к цели может менять преставление о ее необходимости и значимости, в том числе, может, и менять эти цели. Для этого стоит периодически рефлексировать, переоценивать процесс и наблюдать за ним, что безусловно, поможет понять, где я нахожусь и что я делаю со своей жизнью.

Кроме того, восприятие счастья и несчастья – это фильтр. И одни и те же события мы трактуем по-разному. Если человек застрял в полюсе несчастья, то почти все, что происходит с ним, трактуется через призму несчастий. Нужно учиться понимать это, ловить и менять фильтры восприятия, перенастраивать их. Это и есть движение к чему-то лучшему.

13043372_1279446195402944_4543374300169766830_n

- Ты занимаешься экзистенциальной психотерапией, где одна из ключевых тем – осмысленная жизнь, что это такое?

- Осмысленная жизнь – это рефлексия своей жизни, осознание того, что ты не автомат: утром на работу, вечером с работы, дома дети, жена, в выходные пиво с другом. Осмысленность – понимание, зачем ты это делаешь. Зачем ходишь на работу? Чтобы деньги зарабатывать, или потому что она приносит удовольствие и радость. И то, и другое – осмысленность, причем, совсем не значит, что одно хорошо, а другое плохо.
Каждый момент в жизни сложно осмыслить, но анализировать какие-то глобальные моменты - необходимо. Как ты оказался в этой ситуации, в этом месте, в этой жизни, с этой женщиной…

Спрашивается, что глобально важно, а что нет? То, что сегодня может показаться важным, завтра потеряет свою актуальность и наоборот. И мы не можем это предугадать.

Задача – расширять границы осмысленности и осознанности жизни, жить не как флюгер, а как человек.

Да, это сложно. Тут же возникают вопросы ответственности за самого себя, за свои решения в тех или иных ситуациях. Это всегда тяжело и обычно мы пытаемся скинуть этот выбор на кого-то другого. Но без ответов на эти вопросы движения вперед не будет.

- В чем твой смысл жизни?

- Несмотря на то, что я занимаюсь экзистенциальной терапией мне сложно ответить на этот вопрос. Наверно, хоть это прозвучит «книжно» – смысл вне меня. Возможно, это попытка занять осмысленную позицию к тому, что происходит, научиться понимать самого себя и свой способ жизни, бытия в этом мире. Может, в этом смысл… Непростой вопрос.

- Но к тебе на консультацию приходят люди, которые потеряли смысл жизни или еще не нашли его, как ты помогаешь им обрести свой смысл?

(задумался) Мы же все одинаковые, поэтому если я периодически задумываюсь о собственном смысле жизни, несложно предположить, что и размышления клиента аналогичные, понятные для меня. В противном случае, я не то, что не смогу помочь, я просто не услышу запрос клиента, и тогда мы его переформулируем в каких-то других клинических, поведенческих выражениях. А так как я задумываюсь об этом, сам ищу смысл, я могу помочь клиенту его искать. Я же не передаю готовый смысл, мы скорее открываем его вместе.

- Люди, которые столкнулись с каким-то кризисом в своей жизни приходят за помощью. Где искать ресурсы, силы, для того чтобы его прожить?

- Я все-таки врач, врач-психотерапевт, поэтому определенный клинический момент никто не отменяет. В первую очередь следует оценить, есть ли у клиента собственные ресурсы, силы – неважно как мы это называем – чтобы самостоятельно справиться с ситуацией. Если ресурса нет, тогда важным становится мое присутствие рядом, в его кризисе, и я в какой-то степени могу выступать в роли ситуационного ресурса. А дальше мы вместе начинаем поиск его внутренних сил.

Но чаще всего, приходят люди, которые не видят собственных ресурсов, хотя они есть. Не могут ими воспользоваться по разным причинам: когда-то пробовали – не получилось, считают, что второй раз пробовать не надо... Тут задача терапевта выступать, как сопровождающее лицо, проводник. И главное удержаться, чтобы не броситься помогать, замещать клиента в его поисках. А это процесс болезненный, который всегда хочется немножко ускорить. Но зачастую искусственное ускорение плохо влияет на естественный процесс восстановления жизни клиента.

Я как специалист, расчищаю пути для дальнейшей внутренней работы, но вряд ли могу рассказать ему, что делать. Скорее моя задача понять, почему он тормозит, почему не может справиться сам и направить, подтолкнуть к решению.

- А если человек не идет к психотерапевту по каким-то причинам? Что можно ему посоветовать?

- Я думаю, что свет клином не сошелся на психотерапевтах и психологической помощи. Самостоятельная работа тоже существует. Понятно, что чем хуже, тяжелее, патологичнее ситуация, тем сложнее человеку разобраться с ней.

Каждому из нас можно и нужно пытаться анализировать собственную жизнь, ту или иную ситуацию, наличие ресурсов… Исследовать собственные силы или ресурсы близких; понять к кому или к чему можно обратиться за помощью. Ведь не обязательно это должен быть профессиональный психотерапевт, это может быть, например, кошка. Существо, вещь, идея, направление работы, жизни. Нужно просто сделать паузу и оценить, где я нахожусь… Как в лесу, вот я заблудился в лесу и все, что мне надо – остановиться и посмотреть по сторонам, а не бегать бесконечно по кругу. Остановиться и подумать. И тогда уже решать можно ли выбраться самостоятельно, кого можно подключить, куда и как идти, что делать, если не получается. Разработать несколько вариантов: план номер один, план номер два, план номер три. Я считаю, что человек может это сделать самостоятельно.

Но если есть возможность профессиональной помощи, и нет сильного сопротивления со стороны клиента, то стоит ее использовать. Это один из вариантов, не единственный, а один из возможных.

14741566_10207985099961587_1703414705_n

- Как люди справлялись со своими проблемами раньше, более ста лет назад, когда не было психотерапии?

- Была церковь. Вера тоже была, но скорее церковь, как институт. Помощь можно было получить в рамках исповеди, молитвы, совместных ритуалов, каких-то атрибутов… Но я думаю, что за сто лет изменилась сложность человеческой жизни и то, что мы понимаем под этой сложностью. Мы в определенной степени стали более тонко чувственными.

Люди, которые умирали в сорок лет, женились в двенадцать, имели десять детей, из которых половина погибала, а половина как-то жила дальше, у них было всё иначе. Нельзя сказать, что психологических проблем не было, люди, скорее, не особо заморачивались по поводу их наличия или отсутствия. Некогда было об этом думать, если я работаю как вол, выживаю как могу, то вряд ли я буду думать о качестве жизни. Просто очень хочется есть. Какое тут качество? У богатых была другая ситуация - у них были книги, литература, личные духовники.

Все-таки двадцатый век силен тем, что резко вырос общий уровень жизни. Этим также объясняются наши психологические проблемы. Цивилизационный скачок, урбанизация, укрепление и повышение среднего уровня жизни – все это предоставило человеку возможность и время думать о психологическом благополучии. То, что раньше было нормой, мы сейчас проблематизируем: смерть близких, развод, рождение ребенка, детский сад, увольнение и так далее. Даже пятьдесят лет назад ничего подобного не было. Сегодня, например, есть и консультант по воспитанию детей от нуля до года, и от года до трех – это разные специалисты. Такова особенность нашего века.

- То есть, следуя этой тенденции, получается, что жизнь с каждым годом усложняется и через двадцать-тридцать лет она будет еще более психологически тяжкой, а мы станем более чувствительными?

- Я не футуролог, сложно сказать, что будет. Психотерапия тоже меняется, и какой она будет через пятьдесят лет предугадать сложно. Как минимум, у нее появятся конкуренты. Будет давление от каких-то иных людей, которые занимаются примерно тем же самым, не называясь психотерапевтами. Как раньше психотерапия теоретически конкурировала с религией. Сейчас – это философское консультирование, практики самопомощи, духовного роста, которые наоборот бегут от слова «психо» и от слова «терапия» уж тем более. Эти сообщества будут расширяться и укрепляться.

Появляется масса людей, которые занимаются бизнес-консультациями, коучингом, той же терапией, только специфической. Просто она модифицирована под конкретный запрос. Конечно, мы все меняемся, и социум меняется. Эти изменения довольно стремительны. Если раньше они занимали столетия, то сейчас это считанные годы. Двадцать лет назад не было повсеместного интернета. Как мы без него жили? Так сложно себе представить, что будет через следующие двадцать лет. (пауза) Но человек всегда будет нуждаться в психологической поддержке, в помощи познания самого себя. И чем дальше, тем больше. Как это будет называться? Не суть важно.

- Напоследок, скажи, пожалуйста, что тебе нравится в жизни, что приносит удовольствие?

- Мне нравятся люди, мне нравится общение, мне нравится при этом быть собой, с самим собой, мне нравится процесс внутреннего обдумывания. Может быть, поэтому я и пришел к экзистенциальной психотерапии, там довольно много размышлений о самом себе, о месте в мире. Соответственно, я люблю читать, я люблю отдыхать, люблю путешествовать, узнавать что-то новое – все это позволяет мне окунуться в свой собственный мир и увидеть мир внешний. Сразу вспомнилась поездка с дочерью по Карелии. Она была такая… она была очень эмоциональная внутри и красивая снаружи.

13872743_1052759158136840_6962791561626981931_n

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

[uptolike]

Напишите комментарий